Добрый день, уважаемые родители!
Мы очень рады новой встрече с Вами. Огромное спасибо всем Вам за понимание, помощь в работе с Вашими замечательными ребятишками и за тёплые отзывы о работе лекотеки.
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию дидактические игры по сенсорному развитию для детей с особыми познавательными потребностями.
Сенсомоторное воспитании, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Дидактические игры по сенсорному развитию, представлены детям с ОВЗ в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходят обогащение и активация словарного запаса и воспитание звуковой культуры речи, что необходимо для развития ребенка.
Дидактические игры по сенсорному развитию позволят детям с ОВЗ решить важные задачи сенсорного воспитания: научат точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет. Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т.д. — это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними. Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Яркость, красочность материала в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый предмет, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности ребенка.
Играя в предложенные игры с детьми дома, мы должны их научить самостоятельно использовать сенсорные эталоны (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины); перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (ребенок не просто узнает предмет, но знает его назначение, знает части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет; цвет, форму, размер); активно использовать слова обозначающие действия (смять, сжать, погладить), качества и свойства (мягкость, гладкость); используют предметы в соответствии с их назначением и их свойствами.
Дидактические игры по сенсорному развитию
«Точечки»
Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знания о цифрах от 0 до 10; совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками; развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой; воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Возраст: 5-8 лет
Материал: прищепки с цифрами; круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек; круги с изображением предметов-карточки на липучке (10 штук)
Ход игры: Предложите ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.
Усложнение: Взрослый предлагает посмотреть на круг с секторами, в каждом из которых нарисована цифра, затем предлагает посмотреть на карточку, прикреплённую к центру круга, пересчитать предметы, нарисованные на ней. Далее предлагает прикрепить прищепку с цифрой на соответствующий количеству предметов сектор круга
«Геометрик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.
Возраст: 5-8 лет
Материал: доска или планшет с безопасными гвоздиками, резинки.
Ход игры: Взрослый говорит ребёнку, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на доске; выложить большой и маленький домик, цифры, букв
«Скрепки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развивать умение работать по образцу; упражнение в счете, развитие быстроты мышления, памяти; воспитание усидчивости.
Возраст: 5-8 лет.
Материал: скрепки разных цветов, карточки с изображением цепочек, карточки-примеры.
Ход игры:
1) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с изображением цепочки и повторить чередование цветов, как на карточке.
Усложнение: Когда ребенок освоит этот вариант игры, предложите ему заполнить порядок цветов на карточке и сделать цепочки из скрепок по памяти.
2) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с примером и взрослый предлагает решить данный пример путем создания, опять же, цепочек соответствующих цветов
«Ринг Динг»
Цель: развитие мелкой моторики быстроты реакции, ориентировки в пространстве, зрительное восприятие; развивать умение работать по образцу;
Возраст: 5-8 лет.
Материал: 32 цветные резинки для волос; 32 карточки с заданиями; звоночек.
Ход игры: ребёнок сидит в кругу своей семьи, у каждого из участников игры есть карточка с заданиями, посередине лежат резиночки. Взрослый предлагает надеть резиночки на пальчики, согласно образцу, кто первый выполнит тот звонит в звоночек.
«Дорожки»
Цель: развитие прослеживающей функции глаз, зрительно-двигательной координации, цветоразличения; формировать умение правильно держать карандаш, ручку; умения строить развернутые высказывания.
Возраст: 5-8 лет.
Оборудование: листы-задания, игровые элементы (фигурки матрешек с прорезями, геометрические фигуры, карандаши с прикрепленными к ним фигурками) необходимых цветов.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку лист –дорожки, а также игровые элементы. Необходимо найти решение, сопоставить траекторию правильного пути и пройти по линии от одного предмета к другому –т.е. найти домик для персонажа, при этом цвет наряда матрешки будет соответствовать цвету домика.
«Сенсорные эталоны»
Цель: Закрепить свойство геометрических фигур (сенсорные эталоны); развитие ориентировки на листке в клетку; развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.
Возраст: 5-8 лет.
Материал: картон-таблица (5 столбцов в 10 рядов) с изображением геометрических фигур (различные по форме, цвету, величине).
Ход игры:
- oВзрослый предлагает детям различные игровые действия:
- oПосчитать количество той или иной геометрической фигуры (круг);
- oпосчитать количество маленьких (больших) фигур;
- oпосчитать количество фигур определенного цвета;
- oпосчитать количество названных фигур в каком-либо столбце (ряду);
- oотгадать загаданную фигуру, которая находиться в определенном ряду, в определенном столбце;
- oзапомнить и назвать фигуры на определенной строчке.
«Назови свойства материалов»
Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Возраст: 5-68лет
Материал: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте ребёнка с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образцов материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образцы на квадратные листы картона. Дайте ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с ребёнком о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые. Когда ребёнок запомнит свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте ребенку по одному образцу.
Усложнения: Пусть ребёнок попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае он будет ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите ребёнка называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.
«Что внутри?»
Цель: Развитие мелкой моторики; учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Возраст: 5-68лет
Материал: воздушные шарики с различными наполнителями (воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др.) Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.
Ход игры: Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Усложнения: можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
«Разложи, как я скажу»
Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
Возраст: 5-8 лет
Материал: геометрические фигуры разных форм, величины и цвета.
Ход игры: Перед ребёнком лежат разные геометрические фигуры. Взрослый убеждается, что ребёнок знают их названия. Затем взрослый предлагает ребёнку выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).
«Составь узор»
Цель: Формировать знания ребёнка о четырех основных цветах и их оттенков, учить выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.
Возраст: 5-8 лет
Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, овал, треугольник)
Ход игры: Ребёнку предлагается выставить крышки на специально нарисованные кружочки на карточках. Во время игры взрослый проговаривает вместе с ребёнком о том, какие цвета на карточке.