частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 220 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Лекотека
Конспект открытого интегрированного коррекционно-развивающего занятия с воспитанником лекотеки Дмитрием П. (7 лет)
занятие подготовили и провели: педагог-психолог Аношко М.Ф., учитель-дефектолог Николаева Е.Н. на секции «Педагог и родители – одна команда» в XII Байкальских Родительских Чтениях «Имя Учитель в сердце каждом», 30.03.2023 г.
- Цель: Создать условия для благоприятного зрительного, тактильного и слухового восприятия, положительного эмоционального настроя в игровых ситуациях. Формировать основы социального взаимодействия между взрослым и ребёнком.
- Задачи:
- 1.Коррекционно-образовательные:
- Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, к самому себе.
- Продолжать формировать представления о причинно-следственных связях в окружающем мире.
- 2. Коррекционно-развивающие:
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Расширять условия для переживания положительного фона настроения, способствовать снижению эмоционального напряжения.
- Улучшать осознание ребёнком самого себя через стимуляцию тактильных ощущений; развивать точность осязательных движений, учить обозначать словом свои тактильные ощущения.
Обеспечить развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, активизировать диалогическую речь.
Развивать пространственную ориентировку в собственном теле и в пространстве, умение переносить рисунок на плоскость.
Закрепить состав числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно целое число на конкретных предметах Упражнять в составлении арифметического выражения (цифры, знаки из палочек).
- Создать условия для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, пространственного восприятия, функции баланса и саморегуляции методом мозжечковой стимуляции, проприоцептивной системы через двигательные упражнения.
- 3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать волевые качества (выдержку, настойчивость) в достижении цели при решении игровой задачи.
Оборудование и материалы: мяч, «ладошки» и круги из цветной бумаги, две сенсорные дорожки из камешек и палочек, ортопазл «Лес», сенсорные колючие «ладошки» и «следочки», шарики (колючие и мягкие), гантели Су-Джок, сенсорные мешочки, плоскостные геометрические фигуры, логические блоки Дьенеша, игрушки: кошка, мишка, мышка; белка, лиса, кисточка; детская посуда: кастрюля, тарелка, кружка – жёлтого цвета; ёж, колючий шарик, шишка; самолёт, стрекоза, птичка; счётный материал: грибочки, шишки, цветные палочки Фребеля (набор 9), цифры, знаки; сенсорный чулок Кислинга, большие мягкие модули, мягкий модуль «Змейка», цветные кубики, гимнастические палки, арки для подлезания, балансир, коврик «твистер», цветные кегли, фонарик, сенсорное оборудование.
Содержание занятия:
1. Игра-приветствие: Игра-приветствие «Кулачки – ладошки» (на столе по кругу разложены круги и «ладошки»: на слова приветствия ребёнок кладёт поочерёдно ладошки или кулачки)
Упражнение с мячом: «Разные, но похожие. Похожие, но разные».
2. Упражнение «Зеркало».
— упражнение «Ласковый пальчик» (педагог (родитель) рисует на спине ребёнка простой рисунок, ребёнок угадывает, что нарисовали и где расположен: вверху, внизу, справа, слева на спине, затем ребёнок рисует на зеркале, проговаривая свои действия);
— упражнение «Посмотри и повтори» :
— педагог показывает серию движений и проговаривает, ребёнок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности,
— родитель показывает движения, ребёнок проговаривает, в правильной последовательности (правая рука и правое ухо);
— Игра «Наоборот»: родитель проговаривает и выполняет движения, ребёнок выполняет движения «наоборот» и проговаривает.
3. Упражнение «Сухой душ» (подвесные круглые элементы, на которых прикреплено множество разноцветных атласных лент, ленты свободно спускаются вниз, словно струи воды).
4. Стопотерапия. Тактильная дорожка «Ортопазл»:
— прыжок боком на ортопазл, поочерёдно наступает левой ногой на «следочек» перед собой, правой рукой на «ладошку», прыжок вперёд, прокатывание из руки в руку одновременно колючий и мягкий шарики, затем повращать ими, прыжок на следующий ортопазл, упр-я повторяются 3-4 раза с другой ноги.
5. Игровое упражнение Игра «У мишки в подарке»:
— «подарок» — башенка из трёх геометрических фигур Дьенеша, на полу разложены соответствующие им плоскостные геометрические фигуры, на них – игрушки, ребёнок называет геометрическую фигуру Дьенеша и находит игрушку на такой же плоскостной геометрической фигуре; собирает по три игрушки,
— игрушки:
Белка, лиса, кисточка;
Кастрюля, тарелка, кружка – жёлтые;
Ёж, колючий шарик, шишка;
Самолёт, стрекоза, птичка.
— Игра «Чем похожи все предметы?»
6. Кинезиотерапия:
— игра «Эмоции»
— пальчиковая игра с злементами самомассажа «Путешествие»:
Тук-тук-тук-тук. Наши ушки слышат звук (упр-е «колечки»3 р.).
Вот ладошечки шуршат (потирание ладоней).
Наши пальчики трещат (потирание кулачков друг о друга).
Теперь в ладоши громко бей (хлопки)
А теперь ты их согрей (ладони на щёчки)
Очень долго удивлялись (упр-е «ухо-глаз», закрываем ухо и глаз ладонями попеременно), в путешествие собирались.
В путешествие готовы? (кулаками по коленям) – Да!
В путь отправимся мы снова (вращательные движения кистями).
Сядем мы на самолёт иотправимся в полёт (руки в стороны, ладони напряжены).
Мы теперь на корабле, нас качает на волне (ладони лодочкой, одна рука – вправо, другая – влево).
Едет поезд («ладонь-ребро», движение по коленям в разные стороны.
Колёса стучат (кулачками по коленкам).
В поезде много весёлых ребят! (подушечками пальцев поочерёдно нажимаем на ноги и перчисляем имена участников).
— упражнение на фонематическое восприятие и переключение «Змейка» (мишка, зайка, машина с движением пальцев рук)
— массаж большими колючими гантелями Су-Джок.
7. Музыкально-ритмическая разминка «Ножки».
8. Задание «Нарисуй правильную пирамидку»:
— рассматривание колец пирамидки сверху и сбоку;
— найти на картинке правильное изображение пирамидки сверху;
— в кругах раскрасить правильно колечки пирамидки, изображение сбоку и сверху.
9. Упражнение «Сложи цифры» (набор из 9 цветных палочек Фребеля, переставляя и дополняя палочки выложить цифры от 1 до 10),
— решение простых задач, цифры и знаки составляет из цветных палочек, счётный материал: Белочка нашла 3 грибочка, а ёжик 2 грибочка. Сколько всего грибочков нашли белочка и ёжик?
10. Интерактивная игра «Моторы-2. Скорая помощь, Домики»
Сенсорная комната:
11. Упражнение «Сухой душ».
Тактильная дорожка. Упражнение «Запретное слово» («запретное слово» — название животного): ребёнок идёт по сенсорной тактильной дорожке (из 8 модулей), педагог произносит ряд слов, каждый раз, когда звучит «запретное слово», ребёнок делает шаг назад или приседает.
11. Сенсомоторные упражнения:
— упражнение «Препятствие»: ребёнок шагает по большим мягким модулям, находясь в сенсорном чулке Кислинга,
— упражнение «Гусеница»: ребёнок проползает в сенсорном чулке Кислинга под арками, по мягкому модулю «Змейке», подтягиваясь на руках; прокатывается «брёвнышком» в разных направлениях,
— игра «Поставь по порядку»: участники стоят в кругу, каждый держат игрушки: мышку, мишку, кошку, шишку; педагог говорит в определённой последовательности названия игрушек, ребёнок, находясь в чулке Кислинга, на ощупь определяет игрушку и ставит в нужном порядке,
— подвижная игра «Летит, сидит, клюёт»: ведущий говорит «летит», ребёнок поднимает руку вверх. «сидит» – опускает руку вниз, «клюёт» — палец кладёт на нос; участники игры выполняют движения вместе с ребёнком, ведущий произносит: «летит», «сидит», «клюёт», «летит»,«сидит», «клюёт» и т.д.; когда ребёнок привыкнет к последовательности, можно изменять её: «летит», «летит», «сидит», «клюёт», «клюёт», «летит»..
— упражнение «Собери мешочки»: сенсорные мешочки на кубиках расставлены по залу в хаотичном порядке, между ними разложены большие мягкие модули (круги и квадраты), передвигая двумя гимнастическими палками модули, ребёнок перешагивает с одного модуля на другой, собирает все мешочки в корзину;
— балансир, на коврике «твистер» стоят кегли, задание: сбить кегли мешочками.
— подвижная игра с маской «Странная птица»: педагог объясняет: птицу называют «странной» потому, что она ходит с закрытыми глазами, держится руками за колени, наклонившись вперёд, и ходит птица только назад; участники игры встают в круг, взявшись за руки, запускают «странную» птицу в круг, птица ходит только назад и ищет выход там, где руки у игроков расцеплены;
— игра с фонариком «Лучик внимания»: «Встань, как я скажу» (ориентировка в пространстве относительно себя: ребёнок закрывает глаза, педагог встаёт между предметами и проговаривает: «Справа от меня качели, слева «душ», «Впереди мишка, сзади мяч»; затем просит ребёнка встать на это место, по описанию).
12. Модуль. Тоннель «Звёздное небо» (релаксация)
13. Тактильная дорожка.
Упражнение «Сухой душ».
14. Рефлексия «Я рад (а), что у тебя получилось…»
Прощание.