Обучение детей звуко-буквенному анализу слов

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Обучение детей звуко-буквенному анализу слов
Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. 
Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.
Данное умение начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения.
Звуко — буквенный анализ слова — это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить
      Наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).
 
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
 
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.
Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
 
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
 
Уважаемые родители, помните:
 
Существуют понятия «буква» и «звук».
Звук – мы слышим и произносим.
 Буквы мы видим, пишем и читаем.
 Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.
 
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
 
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
 
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
 
Согласные звуки бываютмягкими и твёрдыми.
 
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
 
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
 
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
 
     Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:
 
На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа aп, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, азатем – умением выделять первый согласный из слов.
Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов
 
Звуковой анализ слов (способ действия — алгоритм)
•       Произнести слово и послушать себя.
•        Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий — глухой, твёрдый — мягкий.
•         Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
•        Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.
 
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
 
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).
 
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
— Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
— Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
-Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
— Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
 
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,
вылепить из пластилина и т. п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
 
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1.     «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.
2.     «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
3.     Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.
4.     «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова с определённым звуком (например, С), а ребёнок определяет его позицию в слове.
5.     «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
6.     Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.
7.     «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
8.     «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.
9.      Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.
10. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.
11. «Выложи слово».
Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.
Примерные слоги и слова для звукового анализа:
— Слова из двух звуков: УМ, УС, АХ, ОХ.
— Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
— Слова из четырёх звуков: МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
— Слова из пяти звуков: СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т.д.
 Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:
Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
Уметь отличать букву от звука;
Уметь выделять звуки в словах;
Уметь определять место звука в слове;
Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГЭ.
 
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д
 
Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!
 
 

Указана неверная ссылка
14:33
129
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!