Развиваем связную речь у дошкольников

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Развиваем связную речь у дошкольников
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3.Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8.Плохая дикция.
   Когда методика развития речи только создавалась в России,  в ней ставилась еще более интересная  и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль.
  Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи! Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике!
Как развивать речь ребёнка?
  Детям нужно научиться произносить правильно и не пропускать звуки, четко строить слова и выражать мысли. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у малыша не получается правильно произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Кстати, ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, поэтому советуем широко применять игры на развитие мелкой моторики.
  Если правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.
  Правильное произношение только часть дела. Если дети лишены дошкольного обучения в специальных учреждениях, необходимы домашние упражнения. Необходимо достигнуть осознанного понимания слов детским восприятием, акцентируя внимание на утонченное понимание всех нюансов их значения.
  В развитии речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать малыша одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо развивать память, учить небольшие стишки и куплеты из песен. Развивая связную речь необходимо придумывать разные истории, например по комиксам. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.
   Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие  обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.
   Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.
Упражнения для развития речи дошкольника:
1.Упражнение «Беседа по картинке».
   Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения «скучного урока». Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов-и-ответов». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы «разговорить» ребенка, используйте вводные фразы («Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное …») или предположения («А если бы…», «Может быть здесь имеется в виду...», «А как бы ты поступил…»). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение  придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.
   Упражнение Беседа по картинке направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама пойдем», «Хочу куклу (машину и т. п.)» – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая «ситуативная» речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.
  Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Упражнение «Большой – маленький».
   Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:
— Смотри, кто это на картинке?
— Девочка и мальчик.
— Какая девочка?
— Маленькая.
— Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик высокий, а девочка его ниже ростом.
— Какая коса у девочки?
— Большая.
— Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?
И так далее.
    Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.
3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.
  Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
  Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, «котя», «котенька», «коток»), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
4. Интервью.
   Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.
   В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.
5. «Отгадай загадку».
   Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
  Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит «морковка», спрашиваем, почему. «Потому что красная». Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?
   Нужно постараться обратить внимание  ребенка на остальные признаки  указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что «сидит в темнице» означает – «растет в земле», тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно «она», так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.
   Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, «Желтая девица сидит в темнице» (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том,  что словосочетание «красная девица» имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.
   Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.
6. «Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет.
   Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т. д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.
   Например, что значит «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку», «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.
7. Поговорки и скороговорки.
   Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.
  Итак, обо всём вышесказанном мы можем сделать вывод, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. 
  Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет — не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в ого отсутствие, использовать как знак предмета. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит думать. Слово — материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит. 
  После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение). 
  На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д. 

Указана неверная ссылка
12:19
744
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!