Упражнения по развитию речи детей 4 - 5 лет
Блог учителя-логопеда
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Речевоеразвитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развиваядетскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но инепосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память,кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Психологическиеисследования показывают, что дети средней группы более любознательны,самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности,нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам: <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">•приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражениесвоих мыслей); <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">•расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые частоупотребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не частоупотребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл); <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">•речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместноеупотребление слов). <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Крометого, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чемстарше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитиеоказывают семейное и общественное воспитание. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Ввозрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такоестремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковойстороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со сторонывзрослых. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Увеличениеактивного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнкувозможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Ростсловаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередкоприводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки:например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мывзрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» ипредлагать правильный образец употребления слов. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Объединениеусилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведетк положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умениеправильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большоевлияние на формирование у детей грамматически правильной речи. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Начто необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь! <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">1)Развитие интонационной выразительности речи. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Интонационнойвыразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений,инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностьюдетской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегдаосознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйтепрочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией.Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературныхпроизведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи,учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в ихупотреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрываниеизвестных ребенку сказок. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">2)Художественное слово в воспитании дошкольников. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Развитиефантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательнослушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответитьна вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, нои для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошимпомощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте,придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы,разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, нои значительно расширит его познавательные способности. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">3)Речь и мелкая моторика рук. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Вдошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкоймоторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затемпоявляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямойзависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условияхразвитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но иполезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различныхподелок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашимдетям, а так же решат одну из задач развития речи. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Ав заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя ипедагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!».Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, аправильная грамотная речь — результат общения взрослого с ребенком! <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Развиваем речь, играя (домашняяигротека) <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Оченьважно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения.Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие егосамосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение кокружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметамиокружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослымиобогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки,строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь непередается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения отокружающих. Т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающейречевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой невсегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему,рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т. п.); взрослыйже за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не толькополучит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит влице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будетстремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все жевыслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденномво время прогулки, о прочитанной ему книге и т. п. В семье необходимо создатьтакие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми,получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас,учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки всловах. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Овладениеречью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическимразвитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах иявлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними наразличные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым,не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладениюправильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления дляребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательногодетского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир,отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе вомногом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с нимразговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет иповышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышупользу, а вам радость от общения с ним. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Я заметил» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Подороге из детского сада (в детский сад). <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Давайпроверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которыхмы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий.Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденныеобъекты по очереди. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Волшебные очки» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Представь,что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным(зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всестало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красныйзабор и пр.» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Давайискать на кухне слова» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Какиеслова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Угощаю» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Давайвспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» словои «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не«съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Приготовим сок» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Изяблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни…(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперьнаоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Доскажи словечко» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Взрослыйначинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.; <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Медведь осенью засыпает, а весной… <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный… <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Мокрое бельё развешивают, а сухое… <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Вечером солнце заходит, а утром… <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Отгадай, кто это» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Взрослыйпроизносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят: <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Прыгает, грызёт, прячется? (заяц) <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Бодается, мычит, пасётся? <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Крадётся, царапается, мяукает? <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Шипит, извивается, ползает? <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Еслисправились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеетделать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Отгадай предмет по его частям» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Четыре ножки, спинка, сиденье. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Корень ствол, ветки, листья. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Носик, крышка, ручка, донышко. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">-Корень, стебель, листья, лепестки. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Упрямые слова» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Расскажитеребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются(кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Янадеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю впальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросыи следите, чтобы он не изменял слова в предложениях. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Исправь ошибку» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Взрослыйчитает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Конуразалезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. Налягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height: 107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Перепутанница» <o:p></o:p>
<span style=«font-size:14.0pt;line-height:107%;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">«Жили-былислова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, чтоперепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло – во – сы(волосы, ле – ко – со (колесо, по – са – ги (сапоги) и пр.)» <o:p></o:p>