Задания на развитие лексики, грамматики и связной речи 7, 9 групп

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Задания на развитие лексики, грамматики и связной речи  7, 9 групп

Лексическая тема «Весна»

Понедельник

Пальчиковая гимнастика

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают

Артикуляционная гимнастика

Ветерок качает подснежник.Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

Медведь проснулся после зимней спячки.Открывать рот с глубо­ким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней че­люстью вправо-влево.

Исхудавшие за зиму зверята.Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.

Сосулька тает.Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к бугоркам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Беседа по рассказу (прочитать и задать вопросы по тексту)

Весенние месяцы – март, апрель, май.

Весной солнце всё выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянках и пригорках появляются проталины.

Реки, озёра и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег.

На деревьях и кустарниках набухают почки и проклёвываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-мачеха, подснежник, медуница.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются после долгой зимы перелётные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У остальных животных тоже появляются детёныши.

Взрослые звери линяют.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. в огородах – укроп, морковь, лук.

Игры и упражнения.

— «Хлопни в ладоши». Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.

пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

— «Скажи правильно»:

Распускаются листочки или цветочки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лед или ледоход?

Задания для самокоррекции.

— «Следы от капели» -на манке пальчиком ставим точки.

— «Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки чёрного пластилина и стекой наносим точки – следы грачей.

Вторник

1. Уточнить с детьми какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной; основные признаки весны, названия весенних месяцев; пробуж­дение животных от зимней спячки и появление детенышей, закрепить названия перелетных птиц (грач, скворец,)

Накопление словаря прилагательных: Ранний, яркий, рыхлый, мелкий, душистый, хрупкий, нежный, пушистый, весенний, солнечный, теплый, прохладный. Поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный. Погожий, светлый, красивый, яркий.

Словарь наречий: мало, далеко, близко, быстро, сыро, грязно, светло, ярко, тепло, солнечно, красиво, ловко.

Беседа по теме:

Что происходит, когда тает снег?

Что появляется на проталинах?

Какой становится погода?

Где набухают почки?

Кто прилетает весной?

Что делают грачи, когда прилетают?

2. Игры и упражнения.

— Игра «Почемучки». Родитель бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом: «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?»

Расширение словаря прилагательных. Рисуем картинку «солнышко» (затем «снег», «небо»).

Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое...
Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный...
Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...

— Подбор слов-антонимов . Скажи наоборот.

Холод — тепло; солнечный —… (пасмурный); ветреный —… (тихий, безветренный); радостный —… (печальный, грустный); глубокий —… (мелкий); быстрый —… (медленный).

«Хлопни в лодоши».Родитель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.3. Задания для самокоррекции.

— «Солнце светит» — выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.

— «Почки распускаются» — отщипывание от куска зелёного пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам нарисованного дерева.

Среда

1. Накопление глагольного словаря. Таять, греть, расцветать, распускаться, просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.. Пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать, натаскивать, прилетать, вить (гнезда), щебетать, радоваться, перелетать

2. Игры и упражнения.

— «Назови весеннее слово.» Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май...».

— «Почему?» Составление предложений с союзом потому что.

Почему снег тает?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т.д.

— Развитие памяти. ребенку нужно выучить маленькое стихотворение.

Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала!

«Назови ласково»

Цель. Учить образовывать имена существительные в умень­шительно-ласкательной форме.

Родитель  бросает мяч ребенку и говорит слово. Ребенок, воз­вращая мяч. произносит это слово ласково.

Слова: птицы — птички; цветы — цветочки; ручей — ручеек; солнце — солнышко; зонт — зонтик; лист — листочек; трава — травка; дождь — дождик; ветка — веточка.

«Скажи правильно»::

Распускаются листочки или цветочки? Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лед или ледоход?

3. Задания для самокоррекции.

-«Дерево» — выкладывание дерева из палочек разной длины и толщины.

— «Первые проталины» — на чёрный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль (снег); узкие полосы – «проталины».

Четверг

1. Игры и упражнения.

Игра «Думай, отвечай»

Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

Набухают на деревьях (что?) — почки.

Распускаются (что?) — цветы.

Появляются на деревьях (что?) — листья.

— Развитие памяти. ребенку  нужно  повторить стихотворение.

Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала!

3. Задания для самокоррекции.

— «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейка на песке.

Указана неверная ссылка
11:54
1.33K
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!