Стена группы

Загрузка...

                                               Уважаемые родители!!

   В нашем дошкольном учреждении проводится месячник «Уступи дорогу поездам!» с целью профилактики и предупреждения транспортных происшествий с несовершеннолетними  в зоне движения поездов.  Побеседуйте с детьми о безопасном поведении на железной дороге, проиграйте различные ситуации на эту тему.

                                     «Безопасность на железной дороге»

                                            Сколько в мире дорог,

                                            Сколько в мире путей,

                                            Лишь одна нас связала с тобою теперь.

                                            Бесконечна, извилиста, нрав ее крут.

                                            Ведь не зря ту дорогу железной зовут.

      Железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека. Ежегодно под колесами железнодорожного транспорта получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Железная дорога является зоной повышенной опасности: находясь вблизи путей нужно быть предельно бдительным самому и внимательным к окружающим. Железная дорога для всех, а для детей особенно — зона повышенной опасности. Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав.

    Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения, строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь.

     ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

– ходить по железнодорожным путям;

– переходить и перебегать через пути перед близко идущим поездом;

– переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования встречного направления;

– подлезать под вагон;

– подходить к вагонам до полной остановки поезда;

– садиться и сходить на ходу поезда;

– подниматься на крыши состава, проезжать на переходных площадках, подножках вагонов;

– посадку (высадку) в вагоны следует производить только после полной остановки поезда;

– выход из вагонов и посадку в них необходимо производить только со стороны перрона или посадочной платформы.

    Малолетних детей следует держать за руку или на руках.

     В настоящее время дети в основной своей массе не посещают спортивных секций и различных развивающих кружков. Вследствие незанятости дети зачастую находят себе развлечения на железной дороге. При этом совершают правонарушения. Главная особенность дошкольного возраста заключается в том, что ребенок познает окружающий мир через игру. Только в игре ребенок может овладеть навыками безопасного поведения до такой степени, что в критический момент не станет задумываться о том, как себя вести в опасной ситуации на дороге. Навыки безопасного и ответственного поведения за жизнь других отрабатываются, как на игровых занятиях, так и вовремя прогулок, в совместных поездках с родителями.

    Главная задача взрослых — доступно разъяснять правила, доносить до детей необходимость их соблюдения, не исказив их содержания. Необходимо так же помнить, что важно не столько обучение знанию правил, сколько обучение умению ориентироваться и действовать безопасно и ответственно по отношению к другим людям. Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.

    Уважаемые родители! Соблюдайте сами и учите детей правилам безопасности на железнодорожном транспорте! Не оставляйте детей одних и не позволяйте им играть вблизи железнодорожных путей! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железнодорожной дороги. Дети должны твердо усвоить, что железнодорожный вокзал и пути это не место для игр. По платформе нельзя кататься на велосипеде, роликах или скейтборде. Взрослые должны держать маленького ребенка за руку. 

         Изображение        Изображение

                                      Изображение

Изображение            Изображение

Изображение    Изображение

             Изображение

                 Изображение

                                                Обогащаем словарь дошкольника.

                         Уважаемые родители, хотим познакомить Вас с приѐмами

                                     обогащения словарного запаса дошкольников.

  Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным ребёнок придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

  Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

   Речь открывает доступ ребѐнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребѐнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

   Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

    В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… — транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод — жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

   Как развивать словарь ребенка? Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).     Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

   Стимулируйте развитие словаря посредством:

наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов; показа фильмов и последующего обсуждения;

чтения художественных произведений;

дидактических игр, словесно-логических упражнений.

  Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

   Игры и упражнения для развития словаря.

   В игровом материале основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

   Упражнения с существительными.

Например:, покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному: мишка, мишенька, мишутка и т.д. Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

   Упражнение с глаголами .

Попросите ребенка ответить на вопросы:

1) Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)

2) Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.) 3) Как ведѐт себя щенок, когда ему дают кость? (грызѐт, наслаждается, рычит, радуется, торопится) 4) Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

   Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чѐм можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весѐлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее) Каким может быть ручеѐк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

   Упражнения с наречиями

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

1) Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

2) Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

3) Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

   Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребёнка будет грамотной и красивой.

  Поговорите с ребёнком о празднике«День Космонавтики»:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

8 месяцев назад
#

                                                                    Уважаемые  родители! 

В лекотеке открывается персональная выставка творческих  работ каждого воспитанника. Это форма презентации достижений вашего ребёнка, его творческого самовыражения. Главное назначение персональной выставки — это формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Ведь, как важно заметить что-то хорошее, а не акцентировать внимание на том, что ещё не умеешь. Выставка — это не просто экспонируемые вещи, рисунки и предметы. Это достижения ваших детей, мир детского творчества, мир талантливых изобретателей. Как важно, чтобы ребёнок ощущал  свою значимость и видел свои достижения в творчестве, что стимулирует ребёнка на развитие большей креативности, повышает его самооценку. Персональная выставка является точкой, от которой ребёнок сделает первый значимый шаг для достижения новых целейВыставка — это гордость для детей и родителей. Персональная выставка носит подвижный характер и меняется каждые 10 дней.                                                                                           Сегодня свою персональную выставку открыл наш Артур Б, мальчик весёлый, очень доброжелательный, общительный. гордый, любит поспорить и пошутить, посмеяться и погрустить. А главное, Артурчик с огромным желанием идёт на контакт.  Успехов тебе, наш юный участник персональной выставки. 

                                                          Изображение

Уважаемы родители, приглашаем Вас к сотрудничеству в создании персональных  выставок творческих работ ваших детей.

8 месяцев назад
#

                                 Добрый день, уважаемые родители наших воспитанников 

   Мы рады приветствовать Вас на лекотечной страничке! Всегда приятно видеть Вас со своими детьми. Это же здорово, когда взрослые и дети вместе путешествуют, вместе отдыхают, вместе решают проблемы, вместе строят планы на будущее.  Этой теме и посвящён стенд «Здорово, когда семья со мной!» огромная Вам благодарность за сотрудничество в создании фотовыставки.

Изображение

                                                                 Дорогие мамочки наших воспитанников!

     Мы рады видеть Вас любящими, внимательными, заботливыми, красивыми, доброжелательными по отношению  к своим детям. Спасибо Вам, что приняли участие в конкурсе «В маминых объятиях». Фотографии получились яркие, привлекающие внимание, каждая фотография — это своя история добрых отношений мамы с ребёнком. Представляем Вам фотовыставку:

Изображение

                                            Отзыв родителя Ивановой Ольги Юрьевны — мамы Ивановой Алисы:

                                                           Изображение

                                        Дорогие и любимые наши выпускники, теперь уже настоящие первоклассники,                                                                                     с праздником вас и Ваших родителей, с Днём знаний!!

     Пусть новые знакомства обязательно продолжаются крепкой дружбой. Пусть школьная жизнь будет яркой, полезной и интересной. Пусть Ваши родители гордятся вами и радуются вместе с вами вашим успехам! Добро пожаловать в школьную страну!

   Изображение

                                      Уважаемые родители и наши воспитанники!

Продолжаем развивать психические функции у детей через игры.

                                                                 ПАМЯТЬ

      Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте? Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее. Так что же такое память?

Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах –                                               запоминании, сохранении и воспроизведении. 

                                                Особенности памяти малышей

    Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия жизни, у ребенка появляется узнавание. Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него положительную реакцию: он улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивая голову в сторону. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

    Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

    Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер. Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает. Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает. Память как особая целенаправленная деятельность – как произвольное запоминание и припоминание – у детей этого возраста еще не сложилась.

    В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. В процессах памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы. Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает активно стремиться к ее разрешению. На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

    В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.

     Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953).

  Как развивать память у ребенка?

    В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. Это сензитивный период развития памяти, в который по скорости развития она опережает все остальные функции. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-, б-летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Желание запомнить надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

    Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что ели на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре.

    Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память. Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном:

что происходило в сказке? кто что делал? • как выглядел? что плохо, что хорошо? и т. д.

    Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно: уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

   Для успешного развития памяти малыша родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала.

1. Новые знания должны иметь значение для ребенка. Чем больше они соприкасаются с его интересами, увлечениями, тем легче ему будет их запомнить.

2. Информация должна быть интересной для ребенка. Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно. Вы наверняка встречали ребят, которые увлекаются динозаврами и могут без труда назвать различные их виды (хотя названия некоторых из них иногда не то что запомнить – произнести затруднительно), но никак не могут запомнить авторов литературных произведений. Необходимо стараться искать различные пути для пробуждения интереса ребенка к изучаемой информации. Если ребенку интересен урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда слушает его для «галочки».

3. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. Информация может быть заучена, но если она не имеет устойчивой значимости для ребенка, то она, скорее всего, очень быстро будет забыта. Важно научиться создавать для ребенка дополнительную мотивацию, которая послужит стимулом запомнить и сохранить ту илииную информацию с большим желанием и продуктивностью. Например, если вы сообщите ребенку, что собираетесь поехать с ним на каникулы в Диснейленд, где ему придется разговаривать на французском языке, то изучение иностранного языка будет происходить гораздо успешнее. У каждого ребенка мотивация разная – это зависит от его системы ценностей, его интересов и желаний. Для кого-то хорошей мотивацией может послужить соревнование (например, кто быстрее и точнее запомнит правило правописания), а для другого – награда за выполнение задания (например, если ты быстро и точно выучишь стихотворение, то мы пойдем в парк кататься на роликах).

4. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается легче и продуктивнее. Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, даже если они произошли совсем недавно. Постарайтесь помочь ребенку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями.

5.Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается. С одной стороны, если знания включены в какую-то деятельность, которую осуществляет ребенок, то они усваиваются быстрее. С другой стороны, особенно хорошо запоминается та информация, которая используется в деятельности ребенка, то есть применяется на практике. Например, два одноклассника в одно и то же время выучили одну и ту же теорему. Спустя какое-то время один из них, который не применял ее для решения задач, обнаружит, что не помнит эту теорему. А второй одноклассник, который пользовался ею, будет помнить ее отлично. Здесь также важно понимать и то, что для лучшего запоминания информации нужно постараться произвести над ней какие-то действия, поработать с ней (например, что-то сопоставить, сравнить, выделить главное, подчеркнуть важные моменты и т. д.).

6.Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку. Непонятная информация обычно не вызывает интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.

7.Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.

8. Память нужно «кормить» полезной для нее пищей. Во-первых, надо стараться кормить ребенка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые необходимы для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются организмом и могут вызвать ухудшение памяти. Конечно, могут быть индивидуальные особенности организма, из-за которых ребенку может быть что-то противопоказано. Это необходимо обязательно выяснить с врачом, наблюдающим ребенка. Во-вторых, не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости (Сунцова А. В., Курдюкова С. В.)

   Зрительная память

    Все предложенные игры направлены на развитие зрительной памяти, концентрации зрительного внимания, развитие устойчивости взгляда.

НАЙДИ ИГРУШКУ •

Возраст детей: от 1 года и ранее.

   Инструкция и ход игры: сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить: под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда ее спрятали. Наконец он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, уже под наблюдением малыша, ее прячут под другую. И хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что она под пеленкой.

ПРЯТКИ •

Возраст детей: от 1 года.

   Инструкция и ход игры: самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву. Главной задачей описываемых ниже игр, помимо развития зрительной памяти, является также развитие пространственных представлений.

НАЙДИ ТАЙНИК •

Возраст детей: от 1,5 года.

   Инструкция и ход игры: взрослый показывает ребенку 4-5 хорошо знакомых ему мест в комнате. Затем ребенок уходит в другую комнату, а взрослый прячет игрушку в одном из этих мест. После этого взрослый зовет ребенка и говорит: «Зайка-озорник (или любая другая игрушка) спрятался в тайник. Ну-ка прибеги, зайку отыщи!» Если ребенок не помнит все показанные ему места, можно на первых порах подсказать ему, поискать игрушку вместе. Если ребенок хорошо справляется с задачей, количество «тайников» можно увеличивать.

ФОТОГРАФИЯ, ИЛИ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? •

Возраст детей: от 2 лет.

   Инструкция и ход игры: взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре 5-6 игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки, «сфотографировать» их. После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит:

«Злой волшебник сделал невидимкой одного из героев на твоей фотографии. Если ты вспомнишь этого героя, твоя фотография будет расколдована». Если ребенок успешно справляется с данным количеством игрушек, их число можно постепенно увеличивать. Можете поменяться ролями с ребенком: теперь он убирает игрушку, а вы отгадываете.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ИЛИ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? •

Возраст детей: от 1,5 года.

   Инструкция и ход игры: взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца, другую посуду и столовые приборы и говорит:

«У мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел».

   В этой игре возможна большая вариативность. С 1,5 года можно менять местами двух гостей. Если задание не вызывает затруднений, поменяйте местами две пары. В более старшем возрасте игру можно усложнить изменениями в сервировке стола. Причем на начальных этапах накрывайте на стол вместе с ребенком, в этом случае зрительному запоминанию будет помогать двигательное.

< УЗОРЫ >

Возраст детей: от 1,5 года.

   Инструкция и ход игры: для этой игры понадобятся разноцветные счетные палочки. Взрослый выкладывает на столе из палочек узор (первоначально палочки – не более 5 – должны быть одного цвета, затем можно применять разноцветные палочки, увеличивая их количество), а потом говорит ребенку: «Посмотри внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги! Попытайся восстановить узор». В этой игре для детей 1,5-2 лет целесообразно выкладывать сюжетные узоры, например, домик или машинку. Для детей постарше предлагаются абстрактные узоры. Сначала после «порыва ветра» необходимые для узора палочки оставляются в беспорядке на столе. Если ребенок легко складывает из них необходимый узор, можно дать ему возможность выбрать нужные палочки уже непосредственно из коробки. В этом случае тренируется избирательность запоминания.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Уважаемые родители и наши воспитанники!

Продолжаем развивать ВОСПРИЯТИЕ через игры.

 Акустическое (слуховое) восприятие

    С самого рождения ребенка окружает множество звуков, но они воспринимаются им неосознанно. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, поскольку без нее невозможно освоение речи. Это качество развивается, и поэтому предлагаем для Вас ряд игр, которые помогут открыть для малыша мир звуков и сделать его более чувствительным к этой стороне восприятия.

• КТО ЧТО УСЛЫШИТ •

   Игра направлена на развитие слухового восприятия, расширение активного словаря. Возраст детей: от 1,5 года.

   Инструкция и ход игры: понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка – все что угодно, вы можете подбирать эти предметы по категориям: музыкальные инструменты, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку: «Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я тут приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. Да, вот так. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

   Более сложный вариант игры для детей постарше (возраст: от 3 лет) Инструкция и ход игры: понадобится только газетный лист. Взрослый говорит ребенку: «Послушай, какие интересные звуки может издавать газета – если я оторву от нее кусочек, если я ее полистаю, если я скомкаю страницу, если я ее подброшу вверх. А теперь держи точно такую же газету и закрывай глазки. Я буду издавать разные звуки своей газетой, твоя задача – с закрытыми глазками угадать, что я делаю, и повторить это действие со своей газетой. Тебе все понятно? Тогда начали».

• ПОМОГИ ИГРУШКАМ •

   Игра направлена на развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать слуховую инструкцию. Возраст детей: от 2 лет.

   Инструкция и ход игры: приготовьте несколько любимых игрушек вашего ребенка, например, куклу, плюшевого мишку и машинку. Взрослый говорит ребенку: «Наши с тобой игрушки собрались погулять, но они запутались и не знают, что им делать. Давай я буду вслух говорить, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно». Далее вы даете ребенку несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, перед, за и т. д.) Например: – возьми мишку и посади в машину; – возьми мишку из машины; – посади в машину куклу; – покатай куклу в машине. Чем старше ребенок, тем больше игрушек и тем более сложные инструкции вы можете использовать.

ПРЕВРАЩЕНИЯ •

   Игра направлена на развитие собранности, расширение активного словарного запаса, а также на усиление концентрации слухового восприятия. Возраст детей: от 1,5 года.

   Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Давай представим, что я волшебник. Я буду по очереди превращать тебя то в зайку (изображаете руками ушки над головой), то в собачку (показываете руками пасть – держите руки перед лицом и распахиваете их). Как только я назову животное, ты должен тут же в него превратиться. Если ты все сделал правильно, то мы меняемся местами».

   Для более старших детей можно добавлять дополнительных животных– кошечку (ребенок виляет «хвостиком»-попой), птичку (машет ручками, как крылышками), рыбку (ребенок показывает руками будто плавает).

• Я ЗДЕСЬ •

    Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука. Возраст детей: от 1,5 года. Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Сейчас я завяжу тебе глазки, не пугайся, потом я тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров). А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои слова». Если вы играете в компании других детей, тогда можно попросить водящего (ребенка с закрытыми глазами) по звуку голоса угадать, кто именно из участвующих детей отошел в сторону.

• ДОЖДЬ •

   Игра направлена на развитие концентрации, умения слаженно действовать в группе. Возраст детей: от 3 лет.

   Инструкция и ход игры: эта игра получится более интересной, если играть в нее с группой детей. Но даже если вы вдвоем, то обязательно получите от нее удовольствие. Взрослый говорит: «Давайте сядем в круг, каждый из вас будет воспроизводить тот же звук, что и его правый сосед. Сначала, когда начну только я, звук будет очень тихим. Потом ребенок рядом со мной (назовите его по имени) тоже начнет так шуметь, потом его сосед станет делать то же самое. Далее по очереди все начнут воспроизводить один и тот же звук. Итак, сначала дождь слегка накрапывает (потрите свои ладони друг о друга, когда все дети потрут свои ладошки, делайте следующий шаг). А теперь дождь пошел быстрее (мягко похлопайте руками по бедрам и подождите, пока все дети сделают так же). Теперь дождь идет изо всех сил (сильнее хлопайте по бедрам, подождите, пока все дети по очереди начнут повторять этот звук).

   А теперь ливень превратился в настоящую грозу (топайте ногами и имитируйте звуки урагана: «У-у-у-у» – дайте детям время повторить за вами). Теперь погода постепенно улучшается (вы «выключаете» каждый звук в обратном порядке – топанье, сильное хлопанье о бедра, слабое, звук ладонями, – при этом дети останавливаются так же по порядку один за одним)».

• ЭТИ ЗВУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ •

   Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти. Возраст детей: от 2 лет.

   Инструкция и ход игры: отличие этой игры от предыдущих вариантов состоит в том, что здесь вы используете не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Вы завязываете ему глаза, воспроизводите любой бытовой шум и просите ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Важно, что заранее вы не обговариваете, какие именно будут звуки, их можно ограничить «зонами». Например, звуки кухни, звуки детской, звуки прихожей и т. д. Если ребенок постарше, вы можете давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.

КТО БОЛЬШЕ? •

   Эта игра относится к разряду игр, связанных с бытовыми шумами. Возраст детей: от 2 лет.

   Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Давай мы с тобой немного посоревнуемся: закроем глазки и послушаем ровно минуту, что происходит вокруг нас. Когда минута истечет, мы посчитаем, кто больше звуков услышал». Минуту можно засечь на будильнике, таймере, встроенном в мобильный телефон, или же попросить кого-то третьего быть судьей и засечь для вас время.

• КТО РАССКАЗЫВАЕТ? •

   Игра направлена на развитие слухового восприятия, концентрации акустического внимания. Возраст детей: от 2 лет.

   Инструкция и ход игры: эта игра больше подходит для группового участия, однако в нее можно играть и вдвоем. Приготовьте поднос с игрушками, это могут быть, например, только фрукты, или только овощи, или же просто любимые игрушки вашего малыша. Если играет группа детей, то предложите каждому положить на поднос по своей любимой игрушке. Затем с помощью считалочки выбираете водящего, поворачиваете его спиной к остальным детям и говорите: «А теперь начинается самое интересное. Пусть кто-нибудь из вас подойдет к подносу, возьмет с него любой предмет (смотря что вы на него решили положить) и назовет его вслух. Итак, кто первый? А тебе, водящий, нужно по голосу угадать, кто из ребят стоит у подноса. Если ты узнал правильно, то ты идешь на место, а ребенок у подноса становится водящим»

  Восприятие собственного тела

   С раннего детства дети чрезвычайно много узнают о своем теле. Ребята учатся распознавать и называть различные части тела, учатся управлять ими. Совокупные знания об отдельных частях тела называются «образ собственного тела». С помощью игр, предложенных в этом разделе, мы поможем вам сформировать у ребенка положительный образ собственного тела. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно, так как представление о собственном теле очень тесно связано с самоуважением. Несколько этих игр помогут ребенку выучить и запомнить название всех частей тела.

ВЫ МОЖЕТЕ? •

   Игра направлена на развитие знания ребенка о частях собственного тела. Возраст участников: от 1,5 года.

   Инструкция и ход игры: играть можно как в группе детей, так и с одним ребенком. Взрослый говорит: «Давай встанем свободно, так, чтобы не мешать друг другу, а теперь: – ты можешь закрыть уши руками? – ты можешь закрыть рот руками? – ты можешь прикрыть глаза руками? – ты можешь коснуться пальцем подбородка? – ты можешь коснуться ног руками? –… коснуться рук ладонями? коснуться пальцем носа? положить руки на живот? поднять руки высоко над головой? прикрыть руками колени? коснуться пальцем пупка? положить руки на плечи? широко развести руки?» Если у детей это вызывает трудности, каждую инструкцию сопровождайте показом, в качестве усложнения эти же задания можно выполнять с закрытыми глазами.

• ПРИКОСНОВЕНИЯ•

   Игра направлена на закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия. Возраст участников: от 3 лет. Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Встань, как тебе удобно. А теперь ты можешь показать мне, как ты касаешься коленями пола (как ты касаешься пола руками, как ты касаешься спиной стены, как касаешься локтем колена, рукой запястья, рукой бока, носом двери, носом пола, ступнями пола, двумя ступнями пола, пяткой стены, двумя локтями стола, коленом подбородка, ухом сиденья стула, как высоко поднимаешь игрушки двумя руками, как высоко поднимаешь игрушки двумя ногами)? А что еще ты хочешь мне показать?»

• С РУКИ НА НОГУ •

   Игра предлагает необычный способ познакомиться с частями своего тела. Возраст детей: от 2 лет.

   Инструкция и ход игры: потребуется нарисованный человечек (мелом на доске, асфальте или фломастером на большом листе ватмана). Вполне возможно схематичное изображение, но оно должно включать в себя туловище, ноги, руки, кисти, ступни и голову. Взрослый говорит детям: «Я хочу посмотреть, можете ли вы показывать ногами различные части тела человека. Можете ли вы встать на голову, а оттуда прыгнуть на шею? Прыгнуть с руки на бедро? Можете с бедра прыгнуть на ступню? С этой ступни перепрыгнуть на другую? Можете ли вы медленно пройти по ноге вверх до живота? А прыгнуть с живота на голову?» Более простой вариант: «А теперь встаньте перед своим человечком. Я буду называть различные части тела, а вам нужно будет до них допрыгнуть. Как только я хлопну в ладоши, нужно будет вернуться обратно. Готовы? Голова!»

• ПРЯТКИ •

   Игра направлена на развитие тактильного восприятия, что редполагает прикосновения к различным частям тела. Возраст детей: от 2 лет. Инструкция и ход игры: взрослый говорит детям: «Давайте поиграем в прятки, но не в обычные, а будем прятать части нашего тела. Но нужно прятать так, чтобы никто их не увидел. Сначала спрячьте глазки, ротик, носик, колени, все пальцы, зубки, ножки, волосы. А теперь лягте на спинку, поднимите вверх руку, ступню, коленку, локоть, ногу, голову. А сейчас будем учиться поднимать по две части одновременно. Поднимите руки, большие пальцы обеих рук, локти. И наконец – самое сложное: поднимите ступню и ладошку, коленку и голову, локоть и ногу, большой палец на руке и большой палец на ноге».

* * * А следующие игры помогут Вашему ребенку быть более внимательным к ощущениям, идущим от собственного тела.

ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ •

   В этом подразделе для ребенка предлагается несколько заданий, направленных на кинестетическую чувствительность его ножек.

1. «Следопыты». Здесь понадобится пальчиковая краска и большой лист ватмана. Предложите ребенку нарисовать тропинку, но не просто так, а собственными ножками. Вылейте краску в небольшую пластиковую плошку размером чуть больше стопы ребенка. Пусть малыш окунет в нее ножку и оставит свой след на ватмане. Возраст детей: от 2 лет.

2. «Нога художника». Для этой игры понадобится то же, что и для предыдущей. Но она подходит для более старших детей: от 3 лет. Ее отличие состоит в том, что вы вставляете между пальчиками босых ног кисть или карандаш. Пусть малыш попробует рисовать ножками. Эта игра, помимо восприятия, разовьет у ребенка чувство координации и равновесия. Возраст детей: от 3 лет.

3. «Веселые тропинки». Сначала необходимо подготовить тропинки. Для этого возьмите кусок плотной ткани, сложите его пополам и прострочите на швейной машинке. Ширина получившейся полосы должна составлять около 30 см. В длину она может быть любой – в зависимости от вашей фантазии и желания. Затем прострочите снизу – у вас получится что-то похожее на длинный чехол. Теперь самое время выбирать наполнители, это может быть скомканная газета, любые крупы, скорлупа от грецкого ореха, вата – все что угодно. Закладываете наполнитель в чехол так, чтобы получился наполненный квадрат со сторонами 30 на 30 см, затем прострочите по верхней границе квадрата с наполнителем, чтобы он не высыпался. Затем можете закладывать следующий – и так до самого конца чехла. В итоге у вас должно получиться что-то вроде «колбаски», простроченной через каждые 30 см, со множеством наполнителей. Это и есть «веселая тропинка». Теперь пусть малыш попробует по ней попутешествовать, желательно босиком или в тонких носочках. Будет здорово, если вы сможете зашить в полоску игрушки-пищалки. Тогда если малыш на них наступит, они будут издавать различные звуки, что вызовет у ребенка настоящий восторг.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК •

   Игра направлена на развитие чувствительности к ощущениям, идущим от рук. Возраст детей: от 2 лет. Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Подержи в руках эти небольшие игрушки, которые я для тебя приготовил (это может быть все что угодно, желательно сделанное из различных материалов и разное на ощупь), пощупай их как следует, запомни, какие они. Теперь я их спрячу в этот маленький непрозрачный мешочек. Тебе нужно будет опустить руку в мешок и, не подсматривая, угадать на ощупь, какой предмет ты вытаскиваешь».

ПОТЕШНЫЕ ЛАДОШКИ •

   Приведенная ниже игра представляет собой массаж ладоней в игровой форме, без возрастных ограничений, для игры-массажа можно брать разные детские потешки, песенки, знакомые детям.

   Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:

– Сорока-сорока! Где была?

– Далеко!

– Что делала?

– Кашу варила, деток кормила.

Этому дала (разминает большой палец),

Этому дала (разминает указательный палец),

Этому дала (разминает средний палец),

Этому дала (разминает безымянный палец),

А этому не дала (разминает мизинец).

Ты дров не носил, ты печку не топил!

• ПЕРЫШКО •

   Игра направлена на развитие общей чувствительности. Возраст детей: от 2 лет. Инструкция и ход игры: здесь понадобится легкое воздушное перышко. «Посмотри, какое перышко. Давай я пощекочу тебе им ладошку. А теперь закрывай глазки, я буду касаться этим перышком любых частей твоего тела. Тебе нужно будет пальчиком показать, где перышко коснулось тебя».

ЛАСКОВАЯ СПИНКА •

   Игра направлена на развитие общей чувствительности. Этот процесс, как правило, доставляет детям огромное удовольствие. Возраст детей: для всех возрастов. Инструкция и ход игры: кладете ребенка на животик. Если позволяет окружающая обстановка, оголяете ему спинку. Взрослый говорит: «Сейчас я попробую на твоей спинке нарисовать рисунок, а ты угадаешь, что это». Чем младше ребенок, тем проще должны быть рисунки: дорожка, точечка, простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Если у ребенка это вызовет трудности, нарисуйте то же изображение у него на ладошке, и чтобы малыш обязательно это видел.

Игры и упражнения для детей

   Прежде чем приступить к упражнениям, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия. Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью, никакой «обязаловки».

«РОБОТ»

   Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например: правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы малыш успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.

«ПУТАНИЦА»

   Усложнённый вариант игры «Робот». Ведущий говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку. Задача ребёнка – не попасться на уловки ведущего, а внимательно послушать, что он говорит, и сделать всё правильно. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.

«ВОДА-ЗЕМЛЯ»

   Эту игру можно проводить как для одного ребёнка, так и для целой компании. Сделайте «берег». Это может быть верёвка, плинтус, край ковра, пледа или любая другая вещь, которая обозначит границу. Игроки встают на «землю». Ведущий говорит: «вода», дети должны прыгать на другую сторону. «Берег» – все возвращаются на землю. Сначала потренируйтесь, посмотрите, чтобы все дети поняли, что от них требуется, а затем переходите к основной части. Ведущий может прыгать вместе с участниками, командуя: «вода», «земля», «вода», «земля». Когда ребёнок привыкнет к этой последовательности, измените её: «вода», «земля», «земля», «вода». На такую уловку, как правило, попадаются те ребята, у которых есть трудности с переключением внимания. Они привыкли действовать по старой схеме и делают это автоматически. Если ребёнку сложно переключаться моментально, то можно предложить ему проговаривать действия вслух. Речь поможет сосредоточиться. Следующим уровнем вводите «путаницу». Можно обманывать глазки. Говорите правильно, а делайте упражнение с ошибками. Малыш должен быть внимателен к вашим словам и следовать им. Потом можно поменять правила и обманывать ушки. То есть выполнять задания вы будете правильно, а говорить нет. Для ребят, которые привыкли действовать непроизвольно, такое задание окажется очень непростым. Игра научит их справляться с импульсивностью и быть внимательными. Вместо «вода» – «земля», где нужно перепрыгивать на разные участки, можно использовать, например, «цветочки» – «деревья», где потребуется присаживаться и вставать.

«МЕНЯЕМСЯ РОЛЯМИ»

   На этот раз вместо ведущего встаёт ребёнок. Теперь не ему говорят, что делать, а он. Пусть представит, что управляет человеком, который ничего не умеет. Он должен комментировать каждое действие. Задача взрослого – делать всё в точности, что говорит ребёнок. Если он думает, что для приготовления бутерброда нужно только взять хлеб, а сверху положить на него колбасу, то так и сделайте, возьмите буханку хлеба и положите сверху палку колбасы. Получился ли бутерброд? Каких действий не хватило? Малышу важно видеть, что получается. В следующий раз он будет планировать более тщательно.

«ПОВТОРИ РИСУНОК»

   Ребёнок рисует картину, состоящую из геометрических фигур. Вы не должны видеть, что получилось. Художник должен сам детально и точно описать рисунок, а вы должны его повторить на своём листе. Получилось? Если да, то это отличный результат. Можете меняться ролями.

«ПОКАЖИ ПУТЬ»

   Ведущему завязывают глаза. Ребёнок должен провести его от точки А до точки Б, подсказывая, куда двигаться и на сколько шагов. Например: два шага вперёд, четыре шага вправо, один шаг назад, два вправо, три вперёд. Задача – ведомый не должен ничего задевать, пока идёт. Запрещается врезаться в стулья и стены, спотыкаться о подушки и тазики.

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

    Приготовьте листочек в клеточку. Вы диктуете, а ребёнок рисует, например, 2 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 3 вверх. Задача дошкольника быть внимательным и чётко следовать инструкциям. В итоге должен получиться рисунок. Примеры графических диктантов, а также советы, как их проводить смотрите в нашей статье “Графический диктант по клеточкам для детей 5-7 лет”. Есть и другой вариант проведения диктанта. На листочке в клеточку ребёнок рисует какую-то фигуру, используя вертикальные и горизонтальные линии, диагональные нельзя. Взрослый должен изобразить точно такой же рисунок, слушая только подсказки ребёнка. Каждый шаг не должен выходит за пределы одной клетки. Инструкция может быть такой: вправо, вправо, вверх, вверх, влево, влево, вниз, вниз. Получится квадрат 2х2.

«РАСПОЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»

   Это упражнение направлено на развитие памяти. Попросите ребёнка перечислить по порядку времена суток, времена года, месяцы, цифры, названия планет и так далее. Можно использовать картинки. «Найди меня» В непрозрачный мешочек положите цифры и буквы. Подойдут детали от магнитной доски или вырезанные из картона. Предложите ребёнку опустить руку в сумочку и отыскать загаданную цифру или букву.

«УГАДАЙ-КА»

    Игра подходит для ребят старше 6 лет. Определите с ребёнком тему, например, животные, известные люди, праздники или возьмите карточки из игры «Лото», где будут изображены разные предметы. Вы должны загадать что-то одно и попросить малыша угадать, что именно. Для этого он должен задавать вам вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Сложность в том, что часто дети начинают просто перечислять: «это тигр?», «сова?», «ящерица?». Но так игра затянется надолго. Угадать загаданное будет крайне трудно. Подскажите, что нужно объединять животных по группам и спрашивать об их общих признаках. Например, есть обитатели рек и морей, а есть те, кто живёт на суше. Задав вопрос «это животное живёт в воде?» и, получив ответ «да» или «нет», можно отбросить огромную часть возможных вариантов. Так, предметы можно разбить по размеру, цвету, предназначениям, материалам и другим признакам, и задавать вопросы в соответствии с этим. Постепенно круг возможных вариантов будет сужаться.

«ОПИШИ МЕНЯ»

   Теперь очередь ребёнка загадывать предметы, а вы должны угадать задуманное по описанию. Например, малыш выбрал резиновые сапоги. Ему нужно рассказать о них так, чтобы вы поняли, о чём идёт речь. Как это может выглядеть: «Их надевают в дождливую погоду, бывают разных цветов, ноги в них не промокают».

                                Развитие зрительного восприятия. Восприятие цвета.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

                                                       Уважаемые родители!

А Вы знаете:

                                                      Играть с ребёнком. Как?

   Играть всегда! играть везде! Потому что: Самый понятный язык для ребенка – ЯЗЫК ИГРЫ. Самое гармоничное состояние ребенка – ИГРА. И только в ИГРЕ – безграничные резервы для развития. Вы играете со своим ребенком? А знаете, что из этого развлечения можно извлечь еще больше пользы, если играть грамотно?

   Предлагаем Вам игры для развития восприятия, памяти и мышления. Развитие этих функций у дошкольников намного важнее, чем даже умение читать и считать. При этом игры не занимают много времени и не требуют особой подготовки. Зато сколько приносят пользы и удовольствия! А играть в них можно, когда вы с ребенком идете домой из садика или готовите вместе с ним обед.

Итак, играть всегда, играть везде!

                                                             ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие лежит в основе зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Акустическое восприятие является основополагающим в освоении ребенком речи. Адекватное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию самого себя. Общая характеристика

             Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целомпри                                       непосредственном воздействии его на органы чувств.

      Процесс развития восприятия начинается с самых первых дней жизни ребенка. У новорожденного в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности. Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых и т. п.). Сталкиваясь ежедневно с определенными людьми и окружающими предметами, ребенок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Вызываемые каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета. Например, звуки голоса матери младенец слышит, обычно одновременно видя ее фигуру и лицо. В результате эти слуховые и зрительные раздражители выделяются и связываются вместе, и у ребенка возникает целостный образ матери. Важное значение имеют действия младенца – захватывание предметов рукой и оперирование ими. По мере усложнения деятельности ребенка, использования все большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений. Оценивая основные новообразования в этой области у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), можно отметить, что это важнейший период для развития предметного восприятия (Ермолаева М. В., 2003). Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов, как форма и величина. В более старшем возрасте, от 3 лет и старше, восприятие активно развивается по следующим направлениям:

1.Восприятие цвета и формы. Цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, более сильный признак – форма, по каким-либо причинам не получил сигнального значения. Однако огромную роль в выборе ведущего признака играет та задача, которая поставлена перед ребенком.

2. Восприятие целого и части. Восприятие целого и части происходит по-разному, в зависимости от того, какой предмет воспринимается ребенком – знакомый или незнакомый, какая часть выделяется для его узнавания – характерная (хобот у слона) или неспецифическая для данного объекта. Однако достаточно часто наблюдается и такая ситуация, когда ребенок делает вывод о смысле целого (например, изображения) по одной незначительной детали (синкретизм).

3.Восприятие картинки. Дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, то есть узнавания отдельных предметов, никак не связанных между собой, к выявлению сначала их функциональных связей (что делает человек), а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей. Огромное значение имеет сам вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку– необходимо ориентировать его на осмысление сюжета картинки.

4. Восприятие пространства. Уже в раннем детстве ребенок познает величину и форму предмета путем активного действия с ним. На втором году жизни дети познают удаленность и местоположение предмета на основе мышечного (мускульно-суставного) чувства, к которому присоединяются зрительные ощущения. Функция зрительного анализатора до 3-4 лет оказывается ведущей.

Очень важно значение речи: используя слова-предлоги, слова-направления, дети осваивают пространственные координаты. Наиболее трудно детям-дошкольникам усвоить отношение «правого» и «левого», что связано с особенностью их восприятия и оценки положения собственного тела.

5.Восприятие времени. Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка. Дети старшего и младшего дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть распределена по времени, то трех-, четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро («мы еще не завтракали») или вечер («за нами скоро придут»). Они различают день («скоро полдник») или ночь («все спят»). Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени («Утро (зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно, солнца нет»). Однако дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей. В речи первой дифференцировкой временных категорий служит введение таких слов, как «сначала», «потом», «раньше», «позже», располагающих события согласно их реальной последовательности. Подводя итоги, отметим следующее: • восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта, знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития ребенка и неотрывно от его общего умственного развития. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно, расширяя свой опыт с помощью взрослых; • само развитие восприятия есть переход от слитного, синкретического, фрагментарного отражения детьми предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному восприятию вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях

                                     Формирование зрительного восприятия

      Хотелось бы подробнее сказать именно об этой, модально-специфической форме восприятия, поскольку именно она является основополагающей при освоении ребенком окружающего пространства. Первичная зрительная кора претерпевает интенсивное развитие уже в период внутриутробного развития и в самом раннем возрасте – первые четыре месяца жизни новорожденного. Характеристики вызванных потенциалов в ответ на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на б-8-й день жизни зрительная система может анализировать структуру зрительного мира, однако эта функция обеспечивается только одной проекционной корой. В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый компонент. Кроме этого, если объем мозга в целом к 4 месяцам жизни составляет примерно половину средних размеров мозга взрослого, то объем зрительной коры в этом возрасте уже достигает максимума. И уже к 5-7 годам формы клеток зрительной коры не отличаются от взрослых. От года до 3-4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в восприятие, невелика, она становится более дифференцированной лишь к 6-7 годам. В этот период в зрительных областях происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществлении отдельных зрительных операций. В 3-, 4-летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер. Представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа.

                                              Развитие зрительного восприятия

      Сама функция зрительного восприятия лежит в основе множества различных психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа. Предлагаем вам ряд упражнений, которые помогут сделать этот процесс увлекательным и интересным.

• РАЗРЕЗАНЫЕ КАРТИНКИ •

   Игра представляет развивающий вариант диагностической методики. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

• ВЫБОР НЕДОСТАЮЩЕГО ФРАГМЕНТА ИЗОБРАЖЕНИЯ •

   Возраст детей: от 1,5 года. Ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка – подобрать нужный кусочек.

• КОНТУРЫ •

    Возраст детей: от 1,5 года. Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для более старших детей это могут быть цифры и буквы.

ЛАБИРИНТЫ •                                                                                                             Возраст детей: от 1,5 года. Для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий. Например, ребенку предлагается распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку и т. д. На бумаге целесообразно начинать освоение с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем – карандашом, и лишь потом – только глазами.РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР •

   Игра направлена на закрепление знаний ребенка о цветах, развитие цветового восприятия. Возраст детей: от 2,5 лет. Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, пожалуйста, какого цвета небо? Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо. Подойди и коснись этого предмета рукой». В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чегонибудь красного, а другой – синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.

ПРОСТЫЕ ФИГУРЫ •

   Игра направлена на развитие восприятия формы. Возраст детей: от 2 лет. В эту игру можно играть на улице. Здесь понадобятся карточки с простейшими геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг). Карточек может быть больше, так как фигуры на них должны быть изображены разных размеров и цветов (например, большой синий треугольник, затем маленький желтый треугольник и т. д.). Потребуется также белый мелок, которым вы на асфальте нарисуете те же фигуры, но уже одного размера и цвета (всего три). Взрослый говорит ребенку: «Смотри, какие у меня есть интересные картинки. Видишь, на них изображены разные фигурки, ты помнишь, как они называются? А теперь ты будешь вытаскивать по одной, и как только ты ее узнаешь – нужно будет добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом, и оставить фигурку там. Интересно, где у нас будет больше всего жителей?»

• КАРТЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ •

   Игра направлена на развитие восприятия цвета и формы. Возраст детей: от 2 лет. Инструкция и ход игры: понадобятся обычные игральные карты. Чем младше ребенок, тем меньшее количество карт необходимо использовать. Взрослый говорит ему: «Посмотри, какие у меня есть интересные картинки. Кажется, что они все разные, но на самом деле у некоторых из них есть что-то общее. Вот эта и эта картинка: они обе красного цвета, а вот на этих изображены девочки. Давай вместе выберем один главный признак и разложим все картинки по порядку». В качестве классификации вы можете выбирать различные признаки – цвет, форму, характер изображения (мальчики/девочки) и т. д.

• ЧИТАЕМ ПО ГУБАМ •

  Игра направлена на умение ребенка концентрировать взгляд, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. Возраст детей: от 4 лет. Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «А ты знаешь, что есть люди, которые не могут слышать? Они понимают, что им говорят, только по губам. Давай так поиграем: я тебе только одними губами скажу слово, а ты попробуешь его угадать». Начинайте постепенно, с самых простых и знакомых ребенку слов, например с его имени. Сначала произносите слова вслух, затем шепотом, после этого – едва слышно, и наконец – молча. Не забывайте четко артикулировать каждый звук.

• ЧТО ТАМ НАРИСОВАНО? •

  Игра направлена на развитие восприятия части и целого. Возраст участников: от 3 лет. Инструкция и ход игры: понадобится несколько картинок, а также белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Вы накрываете рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. Взрослый говорит: «Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано». Таким образом, ребенок видит изображение не целиком, а по частям.

• ДОРИСУЙ-КА •

  Игра направлена на развитие зрительного восприятия и воображения. Возраст участников: от 2 лет. Инструкция и ход игры: в зависимости от возраста малыша задания варьируются по сложности. Вы предлагаете ребенку рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача – дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: «Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу». Если ребенок затрудняется, покажите ему такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросите их сравнить.

• ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК •

  Игра направлена на развитие восприятия формы. Возраст участников: от 2 лет. Инструкция и ход игры: здесь понадобятся лист бумаги и карандаш, на глазах у ребенка вы из точек рисуете «тропинку» (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем просите ребенка соединить их все в одну линию. «А теперь моя тропинка будет поворачиваться. Вот посмотри и угадай, какую форму она приняла?» Точками вы указываете вершины простейших фигур – треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них. Усложняя, берите предметные изображения – машинку, солнышко, медвежонка.

                                     Уважаемые родители и воспитанники лекотеки!

   Продолжает работу персональная выставка творческих работ наших воспитанников. Сегодня свои творческие работы представил Иван Ф., мальчик серьёзный, вдумчивый, добрый и в меру озорной:

Изображение

Желаем нашим детям и их родителям творческого вдохновения и новых работ на выставку!