Рейтинг: 2
Создана: 5 лет назад
Владелец: Администратор

Блог учителя-логопеда

Основная информация

Стена группы

Загрузка...

В преддверии Нового года предлагаю ребятам поиграть в новогодние лого элементы, а вместе с тем развить свое внимание и автоматизировать проблемные звуки.

Посмотрите внимательно на следующие картинки, здесь изображены новогодние элементы. Найдите картинки в начале, середине или в конце слова со звуком [С] (снежинка, носок, сумка, свеча, снеговик, сани...)

Найдите картинки со звуком [Ш] (шар, шапка, машина, мишка, шишка ...)

Найдите картинки со звуком [Л] (колокольчик, колпак, лампочка, ёлка...)

Найдите картинки со звуком [Р] (подарок, рукавицы, шарф, гирлянда, борода...) и т.д.

Не забываем про правильное произнесение звуков!

Изображение

Изображение

IV регионального чемпионата «Юный мастер».

Подготовка к чемпионату была очень серьезной. Участникам необходимо было рассказать о профессии и выполнить практическую часть. Все ребята мастерски справились со всеми заданиями: правильно сервировали стол, помогали гостям определится с выбором блюд, встречали гостей возле настоящего купе поезда и даже проводили настоящие занятия с детьми.

Изображение 

Изображение

7 дней назад (отредактировано)
#

Навык пересказа является важной частью речевого развития ребенка, так как он учит выстраивать логическую цепочку событий и сохранять смысловую связь текста. 

Если ребенок затрудняется пересказывать даже с опорой на картинки, важно поддерживать его с помощью вопросов. Постепенное направление с помощью наводящих вопросов позволит ребенку построить рассказ, обрести уверенность и развить навыки  самостоятельного пересказа.

Моя мама лучше всех

Изображение

Ребята старшей группы поздравили своих мамочек с праздником «Днем матери».  Вместе с мамами играли в весёлые игры, танцевали, рассказывали стихи и даже путешествовали по разным странам. В завершении праздника ребята подарили мамам подарки, сделанные своими руками. У всех участников остались теплые и нежные эмоции от данного мероприятия.

Изображение

1 месяц назад (отредактировано)
#

Упражнения для развития воздушной струи

Звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Изображение

1. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох плавный, длительный.

2. «Погреем ручки»

Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

3. «Погасим свечу»

Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

4. «Сильный ветер гонит листочки»

Положить широкий язык «лопаткой» на нижнюю губу. Дутье с образованием по середине линии «желобка».

5. «Слоненок пьет водичку»

Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

1 месяц назад (отредактировано)
#

Упражнения для развития воздушной струи 

Звуки С, З, Ц

Изображение

1. «Гармошка»

И.п. стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

2. «Холодный ветер»

Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

3. «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»).

Следить за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно придерживать пальцами.

4. «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается вовнутрь. Боковые края языка касаются уголков рта. Не сжимать язык зубами. Выдох спокойный.

5. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

6.»Погаси свечу»

Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

7. «Ветерок качает листок»

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

2 месяца назад (отредактировано)
#

Эколята-дошколята

Изображение

В рамках Акции «Эколята – молодые защитники природы» было проведено «Посвящение в Эколята-дошколята».

Мероприятие с участием сказочных героев Шалуном и Умницей оказалось не только интересным и увлекательным, оно носило познавательный характер: ребята узнали о том, как правильно вести себя в природе. Дети играли, отгадывали загадки, рассказывали стихи, сортировали мусор.

До участия в Акции была проведена предварительная работа. Воспитанники посетили Центр Экологии, познакомились с героями-Эколятами, поиграли в дидактические игры, направленные на бережное отношение к природе.

Изображение

Изображение

Вступая во всероссийское движение «Эколята – молодые защитники природы», дошколята дали клятву беречь и охранять природу.

Закончилось посвящение торжественно: прозвучал гимн эколят, помощники Хранительницы леса Умница и Шалун ребятам повязали зеленые галстуки и вручили медали с эмблемой «Эколята».

Изображение

Изображение

Изображение

3 месяца назад (отредактировано)
#

Уступи дорогу поездам!

Изображение

В рамках месячника в группе старшего дошкольного возраста № 10 проводились профилактические мероприятия «Уступи дорогу поездам!», целью которых является обогащение знаний детей о железной дороге, правилах поведения вблизи железнодорожных путей. 

На занятиях были проведены беседы о правилах безопасного поведения на железной дороге, ребята составляли рассказы и делились впечатлениями «Как я путешествую по железной дороге». 

На встречу к воспитанникам приходили сотрудники Детской железной дороги, а после ребята отправились в путешествие в игровой центр на железнодорожный вокзал, где они играли в дидактические игры «Веселый паровозик», «Собери поезд», «Виды транспорта» и закрепляли полученный материал.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

3 месяца назад (отредактировано)
#

Возрастные особенности речевого развития детей 6 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Все компоненты речи – словарный запас, грамматический строй, произношение, связная речь – выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.

  • СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Первый критерий оценки развития речи. Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.

Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.

  • ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Второй критерий оценки развития речи. Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.

  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.

  • ФОНЕТИКА – ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.

Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.

Характеристика речи детей 5-6 лет

Изображение

Начиная с пяти лет дети переходят в старший до­школьный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ре­бенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возра­сте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поли­вают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гос­тях, которые приходили к ним на праздник.

Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произ­носить все звуки в составе слов и предложений.

Внимание родителям! Срочно обращай­тесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину непра­вильного звукопроизношения и составили программу исправления нару­шенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепится, и исправить его с возрастом будет все труднее.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тем­бре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным мате­риалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.

К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелате­лен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряш­ливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедлен­ный, создающий трудности в общении.

Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом неза­конченные интонации смысловых отрезков распространенного предло­жения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и слож­носочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интона­ций шесть: интонация перечисления; интонация противопоставления; интонация звательности; интонация предупреждения, или интонация двоеточия; интонация вводности; интонация обособления.

Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

После пяти лет у большинства детей начинает форми­роваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Рань­ше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошколь­никам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребен­ка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспри­нимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По дан­ным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового ана­лиза нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец сло­ва, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное ме­сто звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет сло­варный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

В возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматическо­го строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключе­ния из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставать­ся ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, каранда­ши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: сме­шиваются близкие по значению морфемы, например, вошел — зашел, пришел — подошел.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль.

Выделяют две формы речи — ситуативную и контекстную. «Ситуа­тивная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых фор­мах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации. Контекстная речь характеризу­ется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета той или иной ситуации».

К концу дошкольного возраста обе эти формы сосуществуют. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Ученые (А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская) отмеча­ют огромную роль обучения рассказыванию в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста.

Монологическая форма речи используется при описании, повествовании или рассуждении о чем-либо.

Сообщения о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Описание имеет лучевую структуру: части текста могут переставляться.

Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Данный тип текста имеет линейную структуру.

Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отно­шениях, называется рассуждением. В структуре данного текста выде­ляется тезис и доказательства данного тезиса.

Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко, и по подражанию обучения не произойдет.

Что такое логопедическое обследование 

Изображение

Традиционно, в сентябре, с детьми речевой группы проводится логопедическое обследование на начало учебного года.
Родители часто интересуются тем, насколько необходимо логопедическое обследование (диагностика), и что вообще оно собой представляет.
Необходимость диагностирования состоит в следующем:
— важно выстроить индивидуальный коррекционный маршрут, то есть наметить путь дальнейшей работы;
— определить уровень речевого развития ребенка, то есть понять соответствует ли речевое развитие возрастным нормам;
— дать рекомендации родителям.
Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, логопед подбирает, учитывая возраст ребенка. Во время беседы логопед старается установить контакт с ребенком, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление о речевом развитии ребенка.
Другим приемом обследования является наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ребенку различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все компоненты речи, импрессивную и экспрессивную ее стороны.

В игровой форме уточняется:
— уровень понимания речи. Понимает ли ребенок простые, сложные инструкции;
— активный словарь ребенка (те слова, которыми ребенок пользуется в собственной речи);
— грамматический строй (правильно ли ребенок образовывает слова и согласовывает их в предложении);
— звукопроизношение (как ребенок произносит звуки, не пропускает, не заменяет ли на другие);
— фонематическое восприятие (достаточно ли четко ребенок различает звуки похожие между собой);

Также в ходе обследования выявляются особенности памяти, внимания, мышления ребенка.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок: названия различных обиходных предметов; обобщающие понятия; как ребенок понимает и выполняет инструкции и т.д.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед обследует: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение и т.д.
Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т.д. Обследуя словарь, следует обратить внимание на степень овладения ребенком слоговой структурой слова.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, развёрнутые), особое внимание обращается на правильное согласование, правильность употребления предлогов. Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа существительных, глаголов.
Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку выполнить упражнения артикуляционной гимнастики, при этом отмечается плавность и точность движения, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук пропускается, заменяется другим звуком или искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но в речи путает их, следует проверить фонематический слух.

Немаловажное значение для логопедической диагностики имеет сбор анамнеза — сведений из истории развития ребёнка. Для этого необходима встреча педагога с родителями. В беседе с родителями уточняются анамнестические данные. Это необходимо для того, чтобы понимать возможные причины нарушений. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развития ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Логопедическое обследование носит комплексный характер, поэтому учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребёнка. Поэтому оно может показать, потребуется ли помощь других специалистов для решения поведенческих и психологических проблем и нужно ли прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы.

После логопедического обследования ребёнка, родитель может либо убедиться в отсутствии речевых нарушений у ребенка, либо вовремя быть проинформирован о выявленных нарушениях речи у ребёнка и возможностях их преодоления.

Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те занятия, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если связь односторонняя и родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике, выполняя домашние задания и все рекомендации логопеда, а также не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.

3 месяца назад (отредактировано)
#

Речевые игры в летний период

Изображение

Лето — самая интересная пора, как для взрослых, так и для детей. Родители имеют возможность больше времени проводить с детьми. Самое удобное время, чтобы закрепить, полученные речевые навыки.

А как все это лучше выполнить? Конечно, играя! 

Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Если задание кажется ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры, которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый — … дом, помидор. Зимняя — … одежда, рыбалка. Домашнее — … печенье, задание.

3. Скороговорки — языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тани.

4.«Общие слова».

Ребенок должен назвать фрукты …, мебель …, птиц …, овощи …, одежду …

Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен – это деревья.

5.«Четвёртый лишний».

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Ваза — роза — нарцисс — гвоздика.

6. «Посчитай». Считаем все, что можно посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока … пять красных яблок и т.д.

7. «Скажи наоборот». Взрослый называет какое — либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех — …, лето — …, день — …, холод — …, север — … и т.п.

Глаголы: пришёл — …, нырнул — …

Прилагательные: широкий — …, маленький — …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко — …

8. «Подбери слово» Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

9. «Большой — маленький». Ребенку предлагается назвать ласково, Ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детенышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

10. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). 

Загадывайте детям описательные загадки: это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

11. «Назови, какой…». Образование прилагательных: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. 

Кого в лесу больше: елок или деревьев?

13. «Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …

14.«Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

4 месяца назад (отредактировано)
#

Летом отдыхаем, в мяч играем и речь развиваем.

Изображение

Прогулка — очень удачное место для игр с мячом. Мяч помогает разнообразить прогулку, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, с помощью мяча можно организовать игры, направленные на развитие речи детей.

Развитие фонематических представлений: 

Игра «Звуковая цепочка». 

Первое слово говорит взрослый и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового. Такие игры отлично обогащают словарный запас.

В игре «Лишнее слово» (ком-ком-кот-ком) – ребенок из 4 слов выбирает лишнее.

Игра «Гусеница» учит подбирать слова на заданный звук или слог.

«Мяч поймай –звуки в слове поменяй.». Например, У поменяй на О: сук-сок, бак-бок.

«Мяч поймай – 1 звук в слове называй». –Взрослый называет слово, ребѐнок выделяет 1 звук.

Для автоматизации звуков поиграйте в такие игры:

«Мяч бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова чѐтко называй», «Мяч лови – чистоговорки произноси».

«Умный мячик» направлена на формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.

В игре «Слог да слог — и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Для развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры «Назови детѐныша животного, птицы», «Назови ласково».

Игра "Скажи наоборот" учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребѐнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

«Мяч бросай и животных называй». Эта игра активизирует словарь детей.

Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)

Игровая ситуация «Скажикакой, какая, какое?» — активизирует словарь признаков.

Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует предметный словарь.

Игра «Мяч бросай – слова одним словом называй» — учит детей обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной лексической группы, ребѐнок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко – фрукты.

В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых. 

6 месяцев назад (отредактировано)
#

Акватерапия – игры с водой для развития речи

Изображение

В Центре песка и воды ребята с удовольствием и пользой проводят время.

Акватерапия, а по другому игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения, стабилизируют эмоциональный фон детей, развивают коммуникативные навыки, развивают речь. Вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают новые ощущения, снимают психологический дискомфорт. Такие игры способствуют развитию всех познавательных функций: восприятие, память, мышление и т.д. Все умения, навыки и знания усваиваются детьми гораздо быстрее и проще. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. 

Какова же цель акватерапии:

– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;

– способствовать развитию речи;

– снижать проявления гиперактивности ребенка;

– формировать оздоровительные процессы в организме;

– стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка.

При введении акватерапии учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой. 

В домашних условиях также можно легко организовать игры с водой:

Изображение

Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки

Ход игры:  Предложить детям опустить кораблики в воду и подуть на них.

Ветер по воде «гуляет», он кораблик подгоняет.

Он плывёт к вам, ребятишки: и девчонки и мальчишки.

Вы подуйте на него, чтоб поплыл он далеко.

Изображение

Игра «Жемчужины»

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

Игра «Найди заданный звук в слове»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук.

Например: автобус, аист и т.д.

Изображение

Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

Изображение

Изображение

Изображение

Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)

Оборудование: ёмкость с водой, рыбки, сачки

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.1 рыбка, 2, 3, 4 рыбки, 5 рыбок.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, эмоций и знаний.

6 месяцев назад (отредактировано)
#

Игры с песком, которые помогают развитию речи

Изображение

Песок удивительный материал! Он легок в использовании. Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.

Всё это позволяет проводить в песочнице и на световом столе необыкновенно эффективные игры, способствующие психоречевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Вот несколько направлений работы по развитию речи, которыми можно заниматься в домашних условиях.

1. Развиваем мелкую моторику

Это полезно для более успешного освоения устной речи. Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой.

Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам рисования по песку (или песком) повышает эффективность. Получить изображение можно,рисуя кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться музыкой.

«Минутка свободного рисования». Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется.

«Буквы». Изучайте буквы, изображая их на песке. Используйте различные приемы для рисования, выкладывайте их из камушков или ракушек на песке.

Изображение   Изображение

Изображение

2. Расширяем представления об окружающем мире

Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то вкратце рассказываете о герое или о природном явлении.

Но можно выделить игры, которые направлены на закрепление конкретного материала, помогают «разбудить» любознательность у детей.

«Тайны жизни песка». Практические опыты с песком и сравнение его с другими материалами: глиной, манкой. Залейте песок водой, слепите куличики и сравните их с куличиками из глины. Порисуйте сначала песком, а затем манкой. Сравните ощущения, рисуя изображения солнца или цветка одновременно двумя руками с разными материалами в каждой!

«Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.

«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.

3. Обогащаем словарный запас

Прежде всего ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Какие?

Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня, засуха, ливень, дюны, барханы, караваны, ландшафт, оазис, путник, странник, светило.

Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, лить, мочить, сыпать и др., а так же их производные.

Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий, золотистый, влажный, мокрый, золотистый, зыбучий, таинственный, неизведанный, горячий, пылающий и многие другие.

Рисуя с ребёнком, ставя опыты, обыгрывая приключения героев используйте разнообразную лексику, проговаривайте и задавайте «правильные» вопросы (используя слова, которые вы хотите, чтобы ребенок повторил). Всё это обогатит речь малыша.

Ещё одно направление — игры и задания по лексическим темам.

«Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища.

«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

«Что забыл нарисовать художник?» Нарисуйте на песке животных, птиц, посуду, мебель. В каждом изображении чего-то не хватает (ручки у чашки, клюва у птицы, хвоста у собаки). Пускай ребёнок назовет каждое изображение и скажет, чего не хватает. Затем дорисуйте часть предмета, используя прием рисования пальцем «по песку».

ИзображениеИзображение

4. Учимся говорить связно 

Главный показатель речевого развития — возможность составлять развернутые предложения и тексты. При нормотипичном развитии ребёнок старше трёх лет уже способен рассказать небольшую историю, произошедшую с ним, используя фразу из 4−5 слов.

Работа на световом столе или песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации.

Изображение

Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. Лучший вариант заключительного этапа этой работы —самостоятельное повторение рассказа взрослого ребёнком, с использованием готовых декораций.

← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 ... 8
Показаны 1-15 из 109