Учимся различать слова, близкие по звуковому составу
Предлагаю несколько игр и упражнений, направленных на различение слов, близких по звуковому составу. Данные задания соответствуют третьему этапу работы по развитию фонематического восприятия.
«Незнайка запутался»
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Незнайка, нашел много картинок, но никак не может отобрать те из них, которые ему необходимы. Помоги ему, покажи где …. (далее взрослый несколько раз называет предметы на парных картинка, а ребёнок их показывает)
бочка — дочка
бинт — винт
бочка — почка
бак — мак
дочка — ночка
точка — кочка
мишка — мышка
кот — кит
«Учим попугая разговаривать»
Цель: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.
Раз – два – три повернись, в попугая превратись. Ты — попугайчик. Я буду учить тебя разговаривать. Слушай внимательно и повторяй правильно.
Галка — калька даль — дай
Клоп — хлоп шалю — шью
Шалость — жалость веер- веял
Зайка — сайка роль — pой
Коля — Толя кошка — корка
Торт — порт паста — парта
Почка-дочка баран-банан
Банк — танк укол-укор
Пыль — быль бал — бар
«Мудрый филин»
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Взрослый показывает любую предметную картинку, например, с изображением вагона, и объясняет: «Я буду называть это слово то правильно, то неправильно. А ты – мудрый филин — закрой глазки и внимательно слушай и, когда я ошибусь, открой глазки».
Затем взрослый произносит: «вагон – вакон – вагон – факон – фагон – вагон – вагон – вагом …»
Можно искажать слова, меняя мягкий звук на твёрдый, глухой на звонкий и наоборот, можно менять местами слоги или менять ударение.
Варианты:
Банан – баман – паман – банан – банан — ваван – давай – банан – банам – банан – паван – банан
Витамины – витанины – витамины – фитавины – витамины – фитавимы – витамины
Медведи – медмеди – медведи – недмеди – медведи – ведмеди — медведи – медведи – невмеди
Бегемот – бегемот – мегемот – бегебот – бегемот – гибидот – бегемот – бигетот – бегемот
Конфета – контета – конфета – конфета – фонфета – контета – накфета – конфета — конфета
Альбом – айбом – альбом — авьбом – альбом – альбом – альпом – альбом – альбом – альпом
Клетка – клетка – къекта – клетка – тлетка – кветка – клетка – тлекта – плетка
Ворота — форота – ворота – корота – морота – ворота — вотрота – ворота – порота — хорота;
Бумага – бумага — пумага – бумага — тумага – пумака — бумага – бумака — бумага
«Малыш учится говорить»
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Взрослый рассказывает о малыше, который учится говорить и повторяет слова, но не всегда верно, и предлагает, поправить малыша, если тот скажет неверно. Затем произносит слова, то верно, то пропустив первый звук или слог: ишка (мишка), белочка, оник (слоник) и т. д. ребёнок исправляет.
«Имена»
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Взрослый чётко произносит имена и просит ребёнка определить – одинаковые он слышит имена или разные (Хлопнуть в ладоши)
ЛЮБА-ЛЮДА ТОЛЯ-ТОЛЯ КОЛЯ-ТОЛЯ ДИМА-ДИНА
МИША-МАША СОНЯ-САНЯ ДИНА-ИННА ВИТЯ-ВИТЯ
ВАНЯ-ДАНЯ МИТЯ-ВИТЯ ЛЮДА-ЛЮДА ПОЛЯ-ОЛЯ
САНЯ-ТАНЯ МИША-МИТЯ САША-САША МАША-ДАША
ПАША-САША ДИМА-ДИМА ВИТА-ВИТЯ ОЛЯ-ОЛЯ
«Ожерелье слов»
Цель: развитие умения различать и проговаривать слова, близкие по звуковому составу.
Ребёнку предлагается повторить вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке:
Мак-бак-так Моток-каток-поток
Ток-тук-так Батон-бутон-бетон
Бык-бак-бок Будка-дудка-утка
Дам-дом-дым Нитка-ватка-ветка
Ком-дом-гном Утка-буква-будка
«Внимательные ушки»
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу, находить лишнее.
Ребёнку предлагается прослушать, близкие по звучанию слова, и найти лишнее.
канава—канава—какао—канава
ком—ком—кот—ком
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок
будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт
минута—монета—минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет
билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
«Семейка слов»
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу, находить рифмующиеся слова.
Взрослый напоминает, что некоторые члены семьи похожи друг на друга. Далее предлагается повторить по два слова и определить, похожи ли они по звучанию: