Летом отдыхаем, в мяч играем и речь развиваем.
Прогулка — очень удачное место для игр с мячом. Мяч помогает разнообразить прогулку, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, с помощью мяча можно организовать игры, направленные на развитие речи детей.
Развитие фонематических представлений:
Игра «Звуковая цепочка».
Первое слово говорит взрослый и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового. Такие игры отлично обогащают словарный запас.
В игре «Лишнее слово» (ком-ком-кот-ком) – ребенок из 4 слов выбирает лишнее.
Игра «Гусеница» учит подбирать слова на заданный звук или слог.
«Мяч поймай –звуки в слове поменяй.». Например, У поменяй на О: сук-сок, бак-бок.
«Мяч поймай – 1 звук в слове называй». –Взрослый называет слово, ребѐнок выделяет 1 звук.
Для автоматизации звуков поиграйте в такие игры:
«Мяч бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова чѐтко называй», «Мяч лови – чистоговорки произноси».
«Умный мячик» направлена на формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.
В игре «Слог да слог — и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.
Для развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры «Назови детѐныша животного, птицы», «Назови ласково».
Игра "Скажи наоборот" учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребѐнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
«Мяч бросай и животных называй». Эта игра активизирует словарь детей.
Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)
Игровая ситуация «Скажикакой, какая, какое?» — активизирует словарь признаков.
Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует предметный словарь.
Игра «Мяч бросай – слова одним словом называй» — учит детей обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной лексической группы, ребѐнок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко – фрукты.
В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.